Почему опыт поколений не всегда срабатывает с подростками?

Воспитание – это процесс передачи знаний и опыта от старших поколений к младшим. Но не всегда этот процесс работает. Вечные истины обрываются на современных тинейджерах. Почему? Потому что молодое поколение наотрез отказывается принимать этот опыт, констатируя факт, что они — другие

Конфликт поколений

Молодежь действительно в корне отличается от прежней. И проблемой является не само отличие, а невосприимчивость молодых к опыту поколений.

Конфликт отцов и детей не нов, он срабатывает снова и снова на других примерах и другом материале. Мы не воспринимали нотации родителей, наши дети пропускают «мимо ушей» наши лекции, а их собственные дети будут с усмешкой относиться к их советам.

Вся суть конфликта — в отрицании. Отрицание – нормальное состояние подростков. Психологи утверждают, что до 7 лет мнение родителей неоспоримо; до 10 лет оно просто принимается; в 11-12 лет оно уже подвергается сомнению, а далее просто полностью отрицается.

Для большинства молодых людей родители не являются примером для подражания. Подросток ощущает свое превосходство во многих сторонах жизни. Например, он лучше разбирается в гаджетах, в моде, в современных специальностях и отношениях, а значит, лучше знает, как надо жить.

Отрицание будет касаться всего, что было раньше. Это особенность возраста. Каждое отрицание вызывает порицание со стороны старших – это особенность реакции взрослых. С этого и начинается конфликт поколений.

Почему они «другие»

Каждое новое поколение – другое. Современные подростки фактически родились с гаджетами в руках. Информация для них — не ценный продукт, который нужно добывать в библиотеках из первоисточников, а простое введение в поисковике нескольких слов для запроса. То есть знания, как таковые, потеряли ценность. Зачем что-то запоминать, если в любой момент можно уточнить информацию?

Несколько иная ситуация с нравственными категориями. Психологи утверждают, что все ценности закладываются в детстве. В отрочестве мы стараемся отойти от норм и правил, включая уважение к опыту поколений, а во взрослой жизни просто вспоминаем все, что было усвоено в детстве.

Иногда претензий больше не к подросткам, а к родителям, которые превращают любую воспитательную информацию в навязчивое назидание. Современная молодежь действительно по-другому относится к жизни, и это нужно признать. Для них много значит понятие «успешность», а не труд и старание. В свою очередь успешность непосредственно связана с категорией «благополучие». И дело даже не в том, что они всё переводят на деньги, а в том, что любой процесс переводится ими в результат. Если наши подросшие дети не ожидают весомого результата, то не видят необходимости в процессе. Другими словами, подросток не станет тратить время на то, что, по его мнению, не принесет успеха.

Кто виноват?

Старшее поколение воспитывалось на принципе, что главное не победа, а участие. Современный подросток четко оценивает свои шансы на успех, и потом принимает решение об участии. В этом есть и вина взрослых, которые с детского сада нацеливают детей на портфолио, считают грамоты и дипломы. Учет достижений происходит и при поступлении в ВУЗ. Даже добрые бескорыстные дела находят свое отражение в книжке волонтера.

Но нас начинает удивлять, что подростки пытаются найти собственный интерес (выгоду) в деятельности. «За участие в субботнике будет сертификат?», — спрашивают они, а взрослых возмущает потребительское отношение к благому делу.

Успешность стимулирует деятельность и проецируется на отношениях. Воспитательные беседы родителей с дочкой об их труде и стараниях легко прерываются фразой: «И чего вы добились в жизни?». Быть хорошим человеком, добросовестным сотрудником – это не цель для подростка. Он уважает только успешных людей.

И в этом тоже есть вина взрослых. В каждой школе есть стенд «Ими гордится школа». Здесь известные люди: депутаты, артисты, общественные деятели, герои, люди, занимающие высокие должности. Здесь нет простой учительницы или рабочего, отца многодетной семьи или матери-героини. Мы с первого дня поступления в школу учим гордиться только тем, что вышло за рамки обыденности.