В каких семьях рождаются «творческие дети»?

Тренинги психотехники

Для того, чтобы помочь каждому человеку стать счастливым «по Ухтомскому», в мире у науки психологии существуют так называемые «тренинги психотехники».

Львиная доля этих техник взята почти готовыми из театральной педагогики. Часть техник — самостоятельно изобретена психотерапевтами — арт-терапевтами, телесными терапевтами, психодраматистами.

Все эти тренинги называются либо «Тренингами самореализации личности» либо «тренингами развития творческого потенциала личности». По сути это одно и то же.

Перед любым таким тренингом стоят две задачи:

  1. Развитие креативности,
  2. Психокоррекция. (Иными словами — лечение невротического характера).

Признаюсь также, что любой «тренинг по развитию творческого потенциала личности», 99% своего времени уделяет, к сожалению, именно психокоррекции, то есть — лечению невротических установок характера, а не развитию креативности. Почему?

А для того, чтобы ответить на вопрос «Почему?» мы перейдём к чтению Списка Вернона — к «Списку факторов развития творческой одарённости»

Итак, Ф. Вернон, американский психолог и его коллеги социологи, поработав со студентами американских колледжей, пришли к выводу о том, что творческая продуктивная личность может вырасти исключительно в следующих условиях. Внимание!

Первое условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»

Это можно сделать, если родители ребёнка честны по отношению друг к другу, к ребёнку, к родственникам и к обществу, к миру в целом. Кратко это называется «здоровая нравственная атмосфера в семье».

В первом условии Вернон подчёркивал отдельно:

  • имеющуюся у ребёнка возможность уважать отца,
  • и имеющуюся у ребёнка возможность быть эмоционально близким со своей матерью.

Второе условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»

Творческие дети вырастают только в тех семьях, где семейную обстановку можно назвать «живой и яркой».

Вернон уточнял это так:

  • шутка и юмор как лекарство от всех бед и вообще как норма жизни в семье,
  • оптимистичный настрой родителей, особенно матери (!).

Третье условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»

Наличие братьев и сестёр, сиблингов. Это формирует более гибкие социальные роли: ребёнок одновременно является и «старшим», и «младшим» с своей среде. Роль «братьев и сестёр» могут играть воспитанники, приёмные дети, кузены и кузины, но в доме, в среде воспитания должен быть больше, чем один ребёнок.

Четвёртое условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»

Творческие у Вас будут дети или не творческие — по Вернону сильно зависит от казалось бы такого странного (на наш современный взгляд) фактора, как наличие в доме живой музыки, или как говорили в старину — домашнего музицирования.

При этом Вернон оговаривается: неважно, какая «живая» музыка звучит в доме: фортепиано и виолончель, или же — дудочка, балалайка, банджо или же просто ладное хоровое пение всех членов семьи…

Пятое условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»

Творческие дети вырастают только в тех семьях, где была традиция:

  • чтения детям вслух,
  • совместное участие взрослых и детей в детских играх,
  • постановка «домашних любительских спектаклей» (по Вернону достаточно было иметь и что-нибудь одно на выбор)

Шестое условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»

Творческие и гениальные дети вырастают в тех семьях, где родители не обращают внимания на академическую успеваемость ребёнка и шире — его внешние достижения, отдавая всё внимание только двум вещам:

  • насколько нравственны все «детские» поступки ребёнка (воспитание морали),
  • насколько честно и полно приложены индивидуальные усилия ребёнка («постарался» или «схалтурил»).

Условие шестое и предпоследнее

Вернон подчёркивал, что в семьях, где вырастают творческие дети, (пользуюсь словами самого Вернона) «… мать всегда должна быть недовольна своим образованием и хотела бы его повысить»..

То есть, в переводе на русский литературный язык, мать в семье, выращивающей «гения», должна заниматься постоянным самообразованием, быть восприимчивой к новой информации.

А теперь последнее условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» — седьмое

Здесь Вы тоже удивитесь, причём, вероятно, сильнее всего…

По Вернону, развитию творческого потенциала в ребёнке не способствует то, что мы называем «женским воспитанием», а именно — воспитание сугубо женское, воспитание с помощью одних только женщин-воспитательниц…

Почему?

Дело в том, что женщина (хочет она этого или нет) играет (пусть и неосознанно) свою древнюю гендерную роль — она хранительница очага, выметающая метлой из дома всех «возмутителей спокойствия». Она — осторожна, ригидна, консервативна. Она — за устои…

Вспомните мою старую статью «Для жены — счастье. Для мужа — Несчастье».

Если не разбавить сугубо женское воспитание мужским «авантюризмом», то детям будет передан «женский тип поведения», что превратит их в диванных обывателей, далёких от креатива так же, как Париж далёк от проблем ЖКХ в городе Большие Дятлы.