Тренинги психотехники
Для того, чтобы помочь каждому человеку стать счастливым «по Ухтомскому», в мире у науки психологии существуют так называемые «тренинги психотехники».
Львиная доля этих техник взята почти готовыми из театральной педагогики. Часть техник — самостоятельно изобретена психотерапевтами — арт-терапевтами, телесными терапевтами, психодраматистами.
Все эти тренинги называются либо «Тренингами самореализации личности» либо «тренингами развития творческого потенциала личности». По сути это одно и то же.
Перед любым таким тренингом стоят две задачи:
- Развитие креативности,
- Психокоррекция. (Иными словами — лечение невротического характера).
Признаюсь также, что любой «тренинг по развитию творческого потенциала личности», 99% своего времени уделяет, к сожалению, именно психокоррекции, то есть — лечению невротических установок характера, а не развитию креативности. Почему?
А для того, чтобы ответить на вопрос «Почему?» мы перейдём к чтению Списка Вернона — к «Списку факторов развития творческой одарённости»
Итак, Ф. Вернон, американский психолог и его коллеги социологи, поработав со студентами американских колледжей, пришли к выводу о том, что творческая продуктивная личность может вырасти исключительно в следующих условиях. Внимание!
Первое условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»
Это можно сделать, если родители ребёнка честны по отношению друг к другу, к ребёнку, к родственникам и к обществу, к миру в целом. Кратко это называется «здоровая нравственная атмосфера в семье».
В первом условии Вернон подчёркивал отдельно:
- имеющуюся у ребёнка возможность уважать отца,
- и имеющуюся у ребёнка возможность быть эмоционально близким со своей матерью.
Второе условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»
Творческие дети вырастают только в тех семьях, где семейную обстановку можно назвать «живой и яркой».
Вернон уточнял это так:
- шутка и юмор как лекарство от всех бед и вообще как норма жизни в семье,
- оптимистичный настрой родителей, особенно матери (!).
Третье условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»
Наличие братьев и сестёр, сиблингов. Это формирует более гибкие социальные роли: ребёнок одновременно является и «старшим», и «младшим» с своей среде. Роль «братьев и сестёр» могут играть воспитанники, приёмные дети, кузены и кузины, но в доме, в среде воспитания должен быть больше, чем один ребёнок.
Четвёртое условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»
Творческие у Вас будут дети или не творческие — по Вернону сильно зависит от казалось бы такого странного (на наш современный взгляд) фактора, как наличие в доме живой музыки, или как говорили в старину — домашнего музицирования.
При этом Вернон оговаривается: неважно, какая «живая» музыка звучит в доме: фортепиано и виолончель, или же — дудочка, балалайка, банджо или же просто ладное хоровое пение всех членов семьи…
Пятое условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»
Творческие дети вырастают только в тех семьях, где была традиция:
- чтения детям вслух,
- совместное участие взрослых и детей в детских играх,
- постановка «домашних любительских спектаклей» (по Вернону достаточно было иметь и что-нибудь одно на выбор)
Шестое условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка»
Творческие и гениальные дети вырастают в тех семьях, где родители не обращают внимания на академическую успеваемость ребёнка и шире — его внешние достижения, отдавая всё внимание только двум вещам:
- насколько нравственны все «детские» поступки ребёнка (воспитание морали),
- насколько честно и полно приложены индивидуальные усилия ребёнка («постарался» или «схалтурил»).
Условие шестое и предпоследнее
Вернон подчёркивал, что в семьях, где вырастают творческие дети, (пользуюсь словами самого Вернона) «… мать всегда должна быть недовольна своим образованием и хотела бы его повысить»..
То есть, в переводе на русский литературный язык, мать в семье, выращивающей «гения», должна заниматься постоянным самообразованием, быть восприимчивой к новой информации.
А теперь последнее условие «Как вырастить творчески одарённого ребёнка» — седьмое
Здесь Вы тоже удивитесь, причём, вероятно, сильнее всего…
По Вернону, развитию творческого потенциала в ребёнке не способствует то, что мы называем «женским воспитанием», а именно — воспитание сугубо женское, воспитание с помощью одних только женщин-воспитательниц…
Почему?
Дело в том, что женщина (хочет она этого или нет) играет (пусть и неосознанно) свою древнюю гендерную роль — она хранительница очага, выметающая метлой из дома всех «возмутителей спокойствия». Она — осторожна, ригидна, консервативна. Она — за устои…
Вспомните мою старую статью «Для жены — счастье. Для мужа — Несчастье».
Если не разбавить сугубо женское воспитание мужским «авантюризмом», то детям будет передан «женский тип поведения», что превратит их в диванных обывателей, далёких от креатива так же, как Париж далёк от проблем ЖКХ в городе Большие Дятлы.