Бескорыстны ли дети?

Самоотверженная помощь:  акт отдачи чего-либо желаемого, отказ от этого. Взрослые часто помогают нуждающимся людям посредством сбора еды, средств, одежды и т.п. Но когда и как родился дух альтруизма? 
Исследование Института изучения и изучения мозга Университета Вашингтона показало, что альтруизм может начаться с детства. Исследование было проведено на почти 100 19-месячных детях, и исследователи обнаружили, что дети, даже если они голодны, отдавали вкусную еду нуждающемуся незнакомцу. Полученные результаты не только показывают, что дети участвуют в бескорыстном поведении, но и позволяют предположить, что ранний социальный опыт может формировать альтруизм. 

Что еще наблюдается?

Дети в возрасте 14-18 месяцев на глазах у неизвестного взрослого спонтанно и сразу же предлагают свою помощь для решения какой-то задачи (например, открыть двери шкафа, когда у взрослого заняты обе руки, устранить препятствия на пути взрослого, поднять предмет, который уронил взрослый). Если дети заняты игрой, они ее бросят ради помощи взрослому. Но если взрослый сделает что-то нарочно (бросит что-то на пол специально), они не вмешиваются. 

Способствует ли поощрение и одобрение взрослых такому бескорыстному поведению, у детей? 

Эксперименты показали, что дети предлагают свою помощь независимо от того, поощряет ли их мама это делать. Также было видно, что  ребенок оказывыает помощь потому, что сопереживает тем, кто испытывает трудности. Дети в возрасте 18-24 месяцев наблюдали, как взрослый берет рисунок у другого взрослого и разрывает его. Дети с сожалением смотрели на того взрослого, чей рисунок порвали. А когда взрослый вырвал игру из рук другого взрослого, дети пытались помочь жертве. Поэтому сочувствовать тем, кто испытывает трудности и быть самоотверженным, кажется врожденной мотивацией для человека.
По словам великого педагога Рудольфа Штайнера, дети до 7 лет живут в эпоху подражания, силы, которая не позволяет им переживать опыт одиночества, делая их едиными с окружающим их миром. Даже на поведенческом и социальном уровне в первые годы жизни они испытывают всеобщее благо в мире, полностью доверяя близким людям, внимательны к младшим детям и сотрудничают со взрослыми.

Так почему тогда так сложно учить детей альтруизму? Почему иногда наши дети в компании сверстников находятся без какого-либо желания делиться игрушками и в то же время требуют, чтобы другие делились с ним?

На самом деле это просто эгоцентризм. Это правда, что ребенок един с окружающим миром, но в этом мире он находится в центре. Все переживания относятся к его эго, и примерно до пятилетнего возраста он не может поставить себя на место других или понять, что его действия могут вызывать недовольство других.
К этому добавляется простое чувство собственности, столь же глубокое, как и чувство привязанности к матери.
Если взрослые смогут понять, что одолженные предметы как таковые возвращаются, ребенок еще не усвоил это и думает, что должен навсегда прощаться. По этой причине, когда двое детей начинают сражаться за одну и ту же игрушку, важно не вмешиваться и, прежде всего, не заставлять первого чувствовать себя эгоистичным, а второго — вором. Однако, учитывая это, не значит, что мы, родители, не можем ничего сделать, чтобы постепенно научить наших детей альтруизму, сочувствию и благодарности другим. Важно, чтобы мы говорили об этих вещах и чтобы дети постоянно находили в нас позитивное «зеркало» для размышлений.
Нужно убедиться, что дети действительно понимают важность отношений с другими людьми, даже если кажется, что другие ведут себя плохо. Особенно в обществе, таком как нынешнее, которое стремится поставить индивидуальное счастье и немедленные результаты на первое место, важно попытаться заново открыть и передать глубокую ценность эмпатии и альтруизма, придавая ценность даже мелочам.