Детские забавы. Увеличительное стекло

Каждый из нас мечтает втайне ощущать себя могущественным: магом – не магглом… Ну, тем более в детстве, (которое длится у людей бесконечно, с оговорками, конечно ж…)

Мы втайне хотим, чтобы нам подчинялись все создания Природы и сама Природа как абстракция.

Мы мечтаем заставить все её силы служить нашим капризам, «хочу», желаниям, фантазиям. Подчинить нашей воле. Это ничего, что мы таблицу умножения нечётко знаем и в русских царях путаемся. (Лореаль. Ведь ты этого достойна).

Ну, желание это – не страшное, к чему так уж сильно ворчать?.. Без этого желания мы бы ничего и не смогли в жизни. Существовали бы – овощем…

В лучшем случае детская мечта о подчинении себе созданий Природы (и самой Природы) оборачивается:

  • многочасовой дрессировкой Шарика каждый день после школы,
  • или кручением игрушечной мельницы на весенних запрудах и весенних ветрах (у наиболее технически одарённых и менее склонных к садизму).

В худшем случае оно оборачивается жаждой власти над людьми. Над людьми – как над самыми податливыми и отзывчивыми созданиями матери-природы.

Им (людям) только «покажи пальчик», они уже смеются или на войну собираются. Не то – дуб. Или – конь донской породы.

Итак, это детское желание быть «магом» иногда оборачивается пагубной страстью к манипулированию людьми, которые … в силу тех или иных причин поддаются на манипуляции…

Жажда манипуляторских игр бывает у иных пациентов вполне себе осознанная и всем приметная, а у большинства же она – бессознательная, тихая, извращённая, никем не понятая – в том числе и самим «невинным» пациентом. Ему просто «нравится шутить». А люди (по его жалобам) не понимают его «приколов»…

Это вот куда – хуже. Это бессознательное желание манипулировать людьми – как заразная болезнь, протекающая в скрытой форме…

***
Цели у манипуляций в малых социальных группах бывают разные.

Не будем сейчас брать тех убогих «подлецов», чьи мелкие цели, ради которых они манипулируют людьми – черезчур уж «взрослые» и потому – смешные.

Например, сочинить каскад макиавелевских интриг так, чтобы – вторую уборщицу – уволили, а тебе дали – её ставку.

Конечно, мыть туалеты вместо Нади – это большой желанный куш, и ради него всем нам стоит поучиться у Мастеров – филигранному искусству «сжирать невинных людей». Но… Мы молоды душой и любим – философствовать. «Тэхнэ», утилитарность – не наша среда…

Возьмём Истинных Художников манипуляторства в малых человеческих группах…

Возьмём тех, кому всю жизнь было (и будет) любо – просто «ради движения» и «чистых радостей» – появляться в незнакомом месте и с хитро-невинной улыбкой – «мутить» с незнакомыми людьми – нечто, рассеивающее скуку внутри коллектива на полгода.

Устраивать кукольный театр в своё удовольствие. Просто так…

Какова подоплёка этого не невинного занятия?..

Скука…

Отсутствие настоящей: полезной и одновременно интересной Занятости. (Где ты тоже можешь, кстати, почувствовать себя могущественным магом).

Детский стишок 19 века учит: «Для праздных рук всегда найдёт занятье сатана».

Вы думаете, настоящие «Художники манипуляций» не ходят на работу, не суетятся весь день по взрослым делам? Ходят. Суетятся. Но работа эта их – не насыщает, даже если они «сыты ею по горло»…

А почему? Почему им скучно и пусто в – Настоящей Деятельности?

***

Настоящая Деятельность требует серьёзной учёбы. Это как балет. Но зато и какие плоды даёт!

Наши же Художники от серьёзной Учёбы – бегут, бегут, потому что они в этом опыте – травмированы! Чем? Как?..

Причин того, что они там травмированы – несколько, но все сводятся к одному смысловому полю:

  • наши Художники хотят быть всегда и везде Первыми – и гарантированно;
  • а потребность «ощущать Власть» превалирует у них над потребностью «просто Созидать»;
  • они чувствуют себя «живыми» только в центре внимания и ни с кем этот центр разделять не готовы.

Вы скажете «это же гордыня и любоначалие», или ещё: «нет, это же истероид». Всё будет верно! Но главное «верное» наблюдение – оно другое…

Главное – это то, что нужно знать всем (и они это знают!):

  • в ходе любой Доброй Серьёзной Деятельности ни одно из этих трёх детских желаний не может быть удовлетворено! (Гарантированно первый, власть, внимание).

Занимаясь серьёзной и полезной деятельностью, мы скорее будем испытывать череду – болезненных фрустраций – всех этих глупых потребностей.

А если и сможем их удовлетворять, то – редко и никогда не в полной мере, как жаждет того наше несытое Эго.

Хорошо, что эти низкие потребности фрустрируются в ходе учёбы и труда и выпадают как молочные зубы!.. На их место всегда приходит удовлетворение более высокого сорта. Которое «всегда с тобой» и ни от чего «внешнего» не зависит. И поможет тебе справиться с любой бедой – лучше.

Но это не случается никогда у тех «Художников» (от слова «худо») кто сознательно или бессознательно порвал со всякого рода Ростом – то есть, со «сложным» тернистым путём Труда, не обещающего ничего, кроме Голгофы.

По какому же пути идёт горе-Художник?

Он ищет (и со временем находит!) оптимальную для себя географическую карту – более лёгких, утоляющих ЕГО жажду путей к веселью и полноте бытия.

И один из таких проверенных путей – манипуляторство в малых группах. Интриганство – по-простонародному.

Хорёк в курятнике

Чтобы понять «труд» такого «скучающего Художника», нам очень сильно пригодится аналогия со шкодливым недобрым ребёнком, которому в погожий день попало в руки увеличительное стекло. Он прожжёт и новую садовую скамейку и нарядное платье доверчивой девочки. Девочку накажут, и слёз будет ещё больше; бабушка накричит на дедушку, что он «курит», и мира в доме будет ещё меньше. Вот веселье.

***

Однако, вернёмся к точной метафоре..

Условие забавы с увеличительным стеклом – щедрый поток солнечных лучей – энергии тепла, света (и много чего ещё)…

Лучи – это мы, люди, в поток которых попадает недобрый ребёнок со стеклом…

Мы (до прихода Художника с линзой) как бы рассеяны в атмосфере. Но линза умеет фокусировать все эти рассеянные лучи и направлять всю силу их суммарной энергии в одну болезненную, конфликтную точку (Новое платье, бабушкина лавочка…)

Долгое терпение и злая воля Художника доделывают остальное. Вот уже запахло гарью, вот расползается чёрное пятно, а вот и огонёк заплясал.

Ффу! Да я же шучу! И невинно-хитрая улыбка заставляет забыть о том, что с вами только что проделали грязный трюк.

***
К сожалению, наши с вами «лучи» (живая энергия, воля, эмоции) не такие чистые и милые, как солнечные. Но ведь и на Солнце бывают пятна! И Солнце способно поджечь овин. Что уж говорить о нас… Мы способны ещё лучше.

Как же выглядят наши «лучи»?

Злой Художник всегда стремится попасть в такую человеческую среду, где ему (по его же льстивым словам) «интересно» и «не скучно».

То есть, в такую среду, где очень много солнечных лучей, пока что рассеяных.

Это люди, обладающие какими-то:

  • неудовлетворёнными желаниями,
  • незамеченными амбициями,
  • сильными страстями,
  • «убеждениями», (которые они готовы отстаивать если не с оружием в руках, то хотя бы с пеной у рта),
  • люди, горящие и сжигаемые изнутри каким-то собственным жаром,
  • имеющие сокровенные тайны, обиды, мечты, уникальный опыт, странные потребности,
  • а также желание «что-то кому-то доказать» или «постоянно доказывать»…

Вот, к сожалению, как выглядят наши «солнечные лучи»…

Слишком много «радиоактивных примесей» в излучении Живой Активности, не так ли?.. Так.

Но знайте одно – в обычной среде (мы не берём среду святых и монахов) только такие люди и живы!..

И хоть от них порой хочется намазаться кремом, завернуться в полотенце и сесть под зонт, но что делать с «мертвецами»? О чём говорить?..

***
Однако, злые Художники приходят «на солнышко» отнюдь не погреться и не полюбоваться ростом травы.

Они (увидев такую концентрацию живых людей) достают из кармана стекло и устраивают маленький пожар. О! Они не настолько глупы, чтобы у них отняли стекло и наказали за пожар в овине на всё лето. Они трусливы.

Художники устраивают серии «маленьких порч», иногда заметных и понятных только им, вредят то там, то тут, оставляют крошечные прожжённые дырочки – это их «почерк» – и занимаются этим всю жизнь… Иногда просто испортить настроение – это их радость… Маленький укол от ожога на коже…

Но нет ничего тайного, что не становилось бы явным.

Человек, увязший во зле, (а ведь то, что он делает – это зло), со временем ветшает и деградирует (как всё, что связалось со злом!) – то есть ветшает и деградирует в числе прочего его природный ум и когнитивные способности.

Он начинает быть небрежным в интригах. Его фокусы становятся слишком видны публике. Его выпроваживают со сцены свистом и топотом ног…

***

Этот парадоксальный феномен знает любой инспектор полиции: со временем самый хитроумный преступник не «умнеет», и не «совершенствуется», а наоборот, «глупеет», и позволяет себе «промахи». Полиция говорит: «Стареет» или «Зазнался». А иные (например, патер Браун) скажут не так: «Ум это Дар. Он отнимается Тем, Кем и даётся, когда используется не по назначению».

Отовсюду нашего художника начинают со временем гнать, он периодически «сменяет друзей» и компании, полностью «обнуляя своё дружеское окружение», чтобы начать сызнова игры с увеличительным стеклом.

Как распознать Художника-фокусника?

Первое, что должно насторожить вас (это на деле – страшный и сомнительный комплимент из уст такого человека) – так это слова о том, что ему с вами со всеми «интересно» и «не скучно».

Данная формула значит почти признание: вы для него – клоуны, благодатный и не архисложный материал, и он собирается тихо поразвлекаться на ваш счёт.

  • Второй опасный симптом

Страсти в вашей компании накаляются. Если раньше вы были просто группой ярких индивидуальностей, с вялотекущими или ситуационными симпатиями и антипатиями друг к другу, не во всём схожие и часто спорящие, то теперь… Теперь вы вдруг начали ссориться, подозревать друг друга, наносить друг другу прямые оскорбления, ненавидеть и ревновать.

  • Третий симптом

Ваше общество раскалывается на несколько враждующих между собою группировок. Между лагерями начинается война. Кто-то присоединяется (активно или пассивно) к тому или другому лагерю.

Кто-то (мнит), что он держит нейтралитет, но, так или иначе, порою и он вносит свой непроизвольный, но чудовищный «вклад» в замыслы Кукловода, особенно если а) в принципе недалёк умом, б) нехитёр, в) искренне равнодушен ко всему миру, кроме самого себя.

Иные же (обычно это бывает один человек, реже пара) полностью выбывают из Игры – то есть физически покидают данную компанию… Не умея на такого человека влиять, Художник теряет к выбывшему члену всяческий интерес и заставляет потерять к нему интерес всех остальных!

***
Но однообразная расстановка лагерей на поле боя Художнику тоже скучна… Поэтому «враги и друзья» постоянно меняются им, как фигуры в кадрили.

Только что вчера, слившись в экстазе «единых ценностей», Даша, Маша и Катя ненавидели исчадие зла и посмешище рода людского – Лизу. Лиза была во всём не права и в своё время обидела всех и каждого. Но то было вчера – следите за модой!

Сегодня уже бедная Лиза – прощённый герой дня, чудесный человечек и, между прочим, лучший друг Даши. Катя с ними обеими в общем-то солидарна.

Новые единомышленники слились в экстазе новых «единых ценностей», а чучело Маши все дружно сжигают на пустыре и садистически не лайкают её посты…

Распознать Художника такого спектакля в вашем коллективе очень просто…

Он сам – слаб. Слаб. Несчастен. Ему не по плечу серьёзная деятельность, даже если он ходит на серьёзную работу – не обманывайтесь. Его гордыня не выносит фрустраций, связанных с подлинным творчеством.

И он ищет общество таких же слабых, как он, а точнее, хронически или ситуативно, ещё более слабых. Там он и царит. Кто же это они – «ещё более слабые»?

  • Во-первых, дети, подростки.

Детские коллективы. У них не хватает ещё ни ума, ни опыта, чтобы понять, как же может манипулировать людьми «человек с такой удивительной улыбкой». Они легко поддаются на нехорошие провокации, ведь агрессии у детей в избытке.

  • Во-вторых, это различного рода «маргиналы социума».

Как в светлом, так и в самом печальном смысле… Это люди по тем или иным причинам сохранившие «детскость», не вовлечённые на все 100 % во взрослую деятельность, хоть «хорошую», хоть «скучную». Не принятые социумом всерьёз люди или сами себя втайне считающие таковыми… В чём-то действительно «не такие как все». Неудачники.

  • В-третьих, это живые семьи.

Они тоже легко поддаются на «нехорошие провокации», ведь агрессии внутри живой семьи всегда в избытке.

Представьте, что можно сделать на 33 квадратных метрах при наличии там мужа, жены, двух детей, неработающего брата, собаки и тёщи?

  • В-четвёртых, это «бездельники в отпуску».

Короткие яркие интриги для поддержания себя в тонусе обычно устраиваются Художниками в доме отдыха или в смене пионерлагеря…

Не все смены, конечно, поддаются на яркие, незабываемые манипуляции. И тогда Художник жалуется друзьям в письмах: «Скучная была смена. Не с кем было дружить».