Сказка для самого маленького

Наверное, многие согласятся с определением материнства как творчества, как возможности в полной мере реализовать себя во всей своих талантов и способностей. Мама становится для малыша на какое-то время творцом его мира (как некоторое время назад была этим миром сама). Как сделать этот мир еще комфортнее, еще привлекательнее, чтобы показать крохе, что он не зря появился на свет, что его ждет увлекательнейшее (хоть и не лишенное опасностей) приключение длиною в жизнь. Какие еще творческие таланты даны маме, может быть, скрытые от нее самой? Каждая мама испытывала нечто подобное: эмоционально она готова еще очень много дать своему подросшему малышу (этак месяцев 10-12 от роду), да и самой интересно было бы чем-нибудь украсить, преобразить этот довольно монотонный образ жизни.

И что-то ей подсказывает, что ее годовалому сокровищу уже надо рассказывать сказки, читать стихи, но как это сделать, пока неясно. Как привлечь внимание еще не говорящего, вечно вертящегося, все хватающего крохи? Какие сказки выбрать и как их читать? А может, читать не сказки, а стихи? И вот оказывается, что сказки мы уже давно рассказываем, или напеваем, или приговариваем: Потягушечки, крошечки, Ручки-хватушечки, Ножки-побегушечки. Для ученого-фольклориста это, конечно, не сказка никакая, а пестушка, но не все ли равно, как ее назвать. Важно то, что это маленькая история про ожившие ручки и ножки, которые для малышки нескольких месяцев от роду являются самыми настоящими сказочными существами, если попробовать переложить его понимание мира на наш, взрослый, лад.

Потягуси, потягуси, Пролетали низко гуси, Потягуси, потягушечки, Перья мягкие в подушечке, Эти перья-потягусеньки Подарили гуси Дусеньке, — гласит другая»сказочка». В ней есть неведомые и таинственные гуси, которые явно что-то сделали хорошее. Так, сами того не замечая, мы создаем для крохи волшебный, сказочный мир нашей любви и внимания, который населен самыми разными персонажами: здесь живут ладушки, котики, водичка, зайка и волчок, коза и гули — да мало ли еще кого можно поселить в этот замечательный мир. Однако современной маме бывает довольно сложно»вспомнить»пестушки и потешки, которые, как принято считать, передаются в семьях из поколения в поколение. Хорошо, если бабушка, а чаще прабабушка, забавляет малыша такими маленькими шедеврами народной поэзии: Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки. Чистые ладошки, Вот вам хлеб и ложки. Наша Катя маленька, Катенька удаленька Пройди, Катя, по дороженьке, Топни, Катя, ноженькой! Наша Катя маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая, Катя чернобровая. Трататушки-трататушки, Пекла бабушка ватрушки. Бабка плюшки пекла — Вода по полу текла. Попили-поели. Шу — полетели! Шире-шире полетели, На головку к Леночке сели! Чей нос? — Савин. Где был? — Славил. Что выславил? — Копейку Что купил? — Конфетку. С кем ел? — С козой. Не ешь с козой, а ешь со мной Не ешь с козой, а ешь со мной. Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая: — Мальчик-пальчик, где ты был? — С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. Поочередно загибая пальчики ребенка, приговаривают: Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, А вот этот — наш малыш, Наш малыш — (называют имя). И-та-та, и-та-та, За кота котовича, За Иван Петровича. Андрей-воробей, Не гоняй голубей.

Голуби боятся, На землю не садятся. Выучить такое, чтобы рассказывать малышу, трудно, да и не нужно. Нам с вами вполне по силам придумать свою поэзию пестования! Было бы желание да чуть-чуть фантазии. Вы, наверное, обратили внимание на то, о чем говорится в этих стишках. Да, в большинстве своем они служат для того, чтобы отвлечь малыша, когда это нужно, или наоборот привлечь его внимание к ручке, ножке, пальчику: Тушки-тутушки, Где твои ушки? — спросим у карапуза, готовясь надеть шапочку. Ушки в шапке, Не достанут лапки. А теперь попробуйте сами: Кошки — мошки …… ножки или Летят по небу тучки — …… Догадались, какая может быть рифма? А вот еще вариации на тему»Вышла кошка за кота»Три-та-тушки, три-та-та Есть катушки у кота. или Три-та-тушечки-та-ту Дам я плюшечку коту.

Таких вариантов и интерпретаций можно придумать великое множество. Сочиняются такие прибаутки, чтобы привлечь внимание малыша к себе, успокоить его, позабавить. Ритмичная основа таких маминых поэтических опусов волшебным образом влияет на кроху — он внимательно слушает, иногда даже пытается двигаться в такт (притопывает, прыгает или хлопает ладошками). Во время одевания, купания, кормления потешки создают атмосферу игры, сказки. Вот уж вы не одни, а где-то здесь и котя-коток ходит, а пальчик не просто запутался в варежке, а домик свой ищет. Да и для мамы такое поэтическо-педагогическое игровое творчество очень полезно. В те минуты, когда хочется сказать этому веретену что-то резкое, когда усталость или раздражение берут свое, — мама не окриком, не раздраженным словом, а смешной потешкой успокоит, в первую очередь, саму себя. А еще нам, взрослым, нужно быть во всеоружии: скоро наша деточка заговорит, да еще как — на своем языке, изобретая все новые и новые слова. Хотите быть на уровне? Хотите быть в силах не только понимать ребячье словотворчество, но и участвовать в нем (оно очень полезно) — готовьтесь, тренируйте свою фантазию и развивайте речевые возможности.