Проблемы с обучением

Эта арт-терапевтическая техника меньше всего ориентирована на школьников и студентов, которые имеют низкую мотивацию к получению образования и хороших отметок.

Эта арт-терапевтическая техника понимает под понятием «обучение», обучение в самом широком (и добавлю — высоком) смысле и работает так же — широко. Так что, в большей степени эта психотерапевтическая техника касается взрослых людей и их нежелания Учиться, быть Открытыми Урокам Жизни, ну и так далее.

Но не спешите разочаровываться, уважаемые родители сложных детей и педагоги сложных учеников!

Поработав с этой техникой сами, Вы поймёте что-то такое, что даст Вам подход и к Вашим детям, не запоминающим параграф по географии. Ведь речь (повторю) идёт об Учёбе в САМОМ широком смысле этого слова, а значит, раз смысл — широкий, он охватывает и такие узкие вещи, как плохие отметки и нежелание учиться и ходить в университет (в школу).

Нежелание ходить в университет — мелочи, по сравнению с глобальной проблемой (свойственной как взрослым, так и малышам) — проблемой нежелания по-доброму смотреть на окружающий мир и ВИДЕТЬ его.

Итак, приступим. Сначала, как всегда — вводная теоретическая часть, объясняющая позицию психотерапевта, затем — сама арт-терапевтическая техника. А то ведь сразу бывает непонятно: для чего так мудрёно трудиться с карандашами в руках?.. Чего от нас хотят?..

Вот Вам первая идея для размышления

Жизнь человека напоминает график, на котором можно отчётливо увидеть некие постоянные спады. Эти спады — снижение способности к обучению. Если их вовремя не пресечь — «график упадёт», рисуя последующие всплески уже от более низкой отметки, потом упадёт ещё, а потом достигнет нуля — преждевременного маразма.

Психология разобралась с этой проблемой и выяснила главную её причину. Причина не в нехватке витаминов, хотя и в этом, возможно, тоже.

Причина не в неправильном воспитании (эти причины мы разбирали в статье «Дракон Упрямства»), хотя и в этом, разумеется, таится немалое зло.

Причина, которая делает очень простой и понятной проблему снижения с пособности к обучению вот какая:

Учиться — значит отдавать

Это Вам — вторая идея для размышления.

Парадокс? Вы думали, учиться — это способность получать? Нет! Как только мы поймём истинный смысл этого парадокса, мы поймём и всё остальное.

Итак, как это парадоксально ни звучит,

Учиться — это способность отдавать.

Ибо восприятие нового, неизвестного, трудного и непроверенного требует:

  • способность отдаться в руки более сведующего, чем мы человека — педагога,
  • отдаться течению новых обстоятельств,
  • отдать своё время,
  • свои силы,
  • свои заблуждения и прежние мнения,
  • свою уверенность в том,что мы «уже почти всё поняли в этой жизни» и «многое умеем на «5»»

отдать тем людям, теориям и книгам, кто эти наши Время и Силы начнёт тратить по СВОЕМУ усмотрению, а наши Прежние Убеждения и Уверенность — высмеет, порвёт на тряпочки и покажет, где находится мусорное ведро, куда мы должны будем их отнести с покорностью, нажав ногой вечно заедающую педаль…

Всё это сложное многообразие чувств психология теоретически обобщает и называет одним словом: способность ОТДАВАТЬ.

Вот и думайте после этого, что учёба — это способность «получать»!.. Как бы не так, всё ровно наоборот. Вы теперь согласны?

А теперь зададим себе следующий вопрос: Какой человек способен отдавать?

Вот, что говорят по этому поводу психологи:

«Отдавать способен лишь тот человек, который чувствует, что он уже многое получил». (Хоть, может быть, на самом деле это выглядит и не так!)

Психологами замечено: человек, который обижен на жизнь и чувствует, то ему чего-то «недодали», будет отклонять любые предложения чему-то научиться как чрезмерные требования!»

Эта огромная армия людей живёт под нехорошим лозунгом:

мир мне должен.

Мы не будем обвинять этих людей, потому что и сами бываем такими. Наше упражнение придумано для того, чтобы смягчить последствия предыдущего негативного опыта, который привёл человека к такой проблеме.

Из «невротиков, обиженных на жизнь», мы (с помощью методик психотерапии) будем делать людей, которые уверены в том, что:

  • мир обходится с ними справедливо, поэтому
  • они могут позволить себе быть заинтересованными и любопытными и
  • радостно учиться чему-то новому.

Ну а теперь, к упражнению.

Вы — Ведущий, должны в простой и понятной форме изложить собравшейся группе (друзей, родственников, детей, учеников) всё, что Вы сейчас прочитали выше, своими словами.

А затем, раздав группе бумагу, ручки и цветные карандаши рассказать следующую «легенду», предваряющую творческое задание, желательно близко к тексту.

Легенда

Для того, чтобы выжить в этом мире, человеку дана готовность к обучению.

Именно это помогает нам и жить, и выживать.

Все мы знаем периоды, когда у нас не было проблем с обучением. И все мы знаем ситуации, вызывающие у нас яростное сопротивление желанию учиться — по книгам, у жизни. У других людей.

Таким образом, каждый из нас пережил «Золотой Век», когда учиться было легко и приятно. Но Золотые века кончаются и начинается «Кали-юга»…

Я предлагаю всем вам придумать сейчас и записать свой МИФ, который объяснит: как в жизнь человека пришла эта проблема — Нежелание (Неспособность) учиться у мира, учиться вообще.

Этот миф может быть похож на сказки «о происхождении» : «Откуда у ёжика иголки?» «Как черепаха получила свой панцирь?» «Почему у зайца длинные уши?» «Или как в мир пришла смерть»…

Если Вы любили в детстве подобные истории, попытайтесь, отталкиваясь от них, написать что-то своё.

Это может быть рассказ с картинками-иллюстрациями, могут быть просто картинки без текста или просто рассказ без картинок.

Но ваш МИФ должен быть озаглавлен, придумайте ему название».

Времени на эту работу даётся один час.

Начните с себя и обязательно проведите эту арт-терапевтическую технику со своими друзьями.

Вас ждут потрясающие результаты. Ведь каждый выпишет свою обиду на жизнь, а после «выписывания», проблемы, как правило, исчезают…

Эта арт-терапевтическая техника при проблемах с обучением ориентирована не столько на школьников и студентов, которые имеют низкую мотивацию к получению образования и хороших отметок, сколько на взрослых людей и их нежелания Учиться, быть Открытыми Урокам Жизни, ну и так далее.