Естественное родительство: основные принципы и аргументы

В век цифровых технологий и идущего семимильными шагами технического прогресса, автоматизируются все области человеческой жизни. Это же касается сферы воспитания и ухода за детьми. Большинство карапузов сегодня рождаются и растут в окружении гаджетов, питаются едой из красивой магазинной баночки, быстро отвыкают от материнских объятий. Мамы идут в ногу с прогрессом и всячески облегчают себе родительский труд. Но некоторые родители выбрали другой путь: они отказались от преимуществ современности и устремились к истокам. Но так ли уместно, а, главное, безопасно следовать традициям далеких предков в наше время? Что стоит почерпнуть из философии естественного родительства, а что поставить под сомнение? О постулатах, нюансах и особенностях необычной методы расскажет эта статья.

Времена и нравы: как возникла идея естественного родительства?

Методик воспитания разработано великое множество, но именно философия естественного родительства вызывает больше всего споров. Авторство теории «хорошо забытого старого» принадлежит психотерапевту и писательнице из США Жан Ледлофф. Одним из преимуществ своей методики она считает то, что не нужно специально ничему обучаться. Все навыки по уходу и воспитанию уже заложены в нас предками. Достаточно просто их услышать. 

История того, как Ледлофф пришла к методу естественного ухода, заслуживает отдельного внимания. Путешествуя по Латинской Америке, женщина два с половиной года прожила в непролазных джунглях вместе с племенем индейцев екуана. Ее впечатлило принципиальное различие между отношением к детям у индейцев и жителей цивилизованного Запада. Современные принципы были обесценены в пользу естественного родительства и его специфических особенностей.

В своей книге «Как вырастить ребенка счастливым?» (2014) Ледлофф писала:

«Американских детей защищают всяческими предохраняющими приспособлениями, пожалуй, больше, чем каких бы то ни было детей за всю историю человечества, и, следовательно, меньше всего ожидают от них способности самим позаботиться о себе».

О естественных методах ухода за ребенком в 50-х годах рассуждал Бенджамин Спок. В своей «Книге здравого смысла о ребенке и уходе за ним» он выдвинул идею о том, что основой воспитания должен быть здравый смысл, а не сухие предписания, которые одинаковы для всех детей. Педиатры того времени ополчились на писателя, поскольку считали питание по графику и соблюдение предписаний единственно верным подходом. Спок отрицал железные правила. В своей книге он писал:

«Если дитя плачет, утешьте и накормите его, пусть даже будет нарушен график кормления — ничего страшного не случится. Но и не надо бросаться к младенцу стремглав, едва он захнычет. Если ребёнок не может или не хочет что-то делать, не заставляйте его насильно — успеется».

Идею Жан Ледофф и Бенджамина Спока подхватили и другие прогрессивные родители, по мнению которых, воспитать физически и психологически здорового ребенка можно только предоставив себе и ему абсолютную свободу от атрибутов цифрового века.