Детская психология – как сделать ребенка счастливым

Лучшее, что мы можем сделать для счастья детей – это не мешать им быть счастливыми, — говорит Игорь Погодин. Но если вопросы счастья для каждого личные, то детская психология как наука развивается уже многие годы и дает многие ответы для тех, родителей, кому недостаточно просто не мешать детям быть счастливыми.

О ЧЕМ ЖЕ ГОВОРИТ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ?

Вы удивитесь, но очень во многом она повторяет принципы отношений в целом. Быть в близости, контактировать, разговаривать друг с другом, откликаться на переживания другого – это одинаково нужно как взрослым, так и детям. Но дети отличаются от взрослых тем, что от них зависимы, поэтому детская психология дает много подсказок родителям, чтобы не так помочь им избежать множества ошибок в воспитании своих детей, как поддержать их самих в этом процессе.

Очень многие родители так бояться совершить ошибки и травмировать своих детей, что готовы чуть ли не отодвигать свою собственную жизнь ради интересов ребенка.

И это основная ошибка. Дети не могут быть счастливыми ценой счастья родителей. Дети могут быть счастливыми только вместе с родителями. Но как это счастье поддерживать?

Детская возрастная психология выделяет несколько этапов в развитии детей, о которых стоит помнить.

Это этап полной зависимости ребенка от родителей, в частности от мамы, когда речь идет о выживании младенца.

Это этап противозависимости ребенка, который длится до 3 лет. Дети на этом этапе всячески стремятся опираться на себя, делать свои шаги в мир, набивать свои шишки, но при этом им все также необходим родитель, который останется с ними рядом, но и не ограничит их попытки.

Это этап независимости ребенка, который начинается условно в три и сопровождается кризисом «я сам».

И это этап взаимозависимости, который начинается в 6 и остается до глубокого взросления.

Психология развития ребенка дает множество подсказок о том, почему дети ведут себя так, как ведут, на определенных этапах.

Так, например, во время первого этапа развития ребенка, счастьем для него будет связанность и слияние с мамой – и он будет всячески этого требовать. На втором этапе – это поддержка ребенка в его изучении мира. На третьем этапе это поддержка эмоциональных колебаний ребенка, когда он делит мир на хороших и похих, и мама часто оказывается плохой тоже. На четвертом этапе это сотрудничество и переговоры с ребенком, уважение его границ и потребностей.