Авторитарный не значит авторитетный: 11 признаков гиперопеки

Каждый любящий родитель стремится к тому, чтобы обеспечить безопасность своему ребенку. И это нормально. Ненормальной ситуация становится тогда, когда ребенка ограждают от всего, что может потенциально нести даже малейший риск, например, разбитую коленку.

Конечно, родители обязаны следить за тем, чтобы ребенок не оказывался в ситуациях, где он может получить серьезные травмы. Например, вести двухлетнего ребенка на площадку для детей 5–8-летнего возраста – опасно. Но здесь уже включается благоразумие взрослого человека. Мы же поговорим о том, как проявляется чрезмерная родительская опека и к чему она может привести.

Намерение чрезмерно опекать обычно оправдывается благими намерениями – дети ведь еще не могут сами принимать решения и обеспечивать себе безопасность. Вроде бы цель гиперопеки – защитить ребенка от какого-либо вреда. Однако, с другой стороны, родители должны не только заботиться о детях, но и учить их определять риск, а также нести ответственность за свои поступки. Эти уроки лучше всего преподавать через жизненный опыт. Если мы постоянно следуем за детьми на расстоянии вытянутой руки и в любой момент готовы их поймать, как они приобретут этот опыт? А без этого опыта у них не сформируются навыки ответственного поведения, самостоятельность и чувство собственного достоинства. У детей может сформироваться ощущение, что они не могут принимать правильные решения – ведь им просто не позволяли этого делать.

Признаки гиперопеки

Существует масса способов, которыми родители чрезмерно опекают своих детей. Самые распространенные:

  • Выбор друзей ребенку.
  • Запрет на самостоятельное выполнение каких-то дел.
  • Постоянная слежка за ребенком.
  • Предупреждение о потенциальных ошибках, даже с низким уровнем риска (например, не разрешить поливать блины кетчупом).
  • Запрет на походы в гости к друзьям без сопровождения взрослых.
  • Ночевки в других домах или поездки в лагеря в детском возрасте.
  • Постоянные многочисленные вопросы о подробностях того, что произошло, когда ребенок проводил время без родителей, например, в школе или на тренировке.
  • Ограждение от возможных неудач. Например, не разрешить ребенку попробовать пройти конкурс в баскетбольную команду, потому что родители знают, что он не справится и может расстроиться.
  • Принятие всех решений за ребенка. Например, не позволять ребенку выбирать, как лучше добираться до школы – пешком или на транспорте.
  • Постоянное присутствие на всех школьных мероприятиях и добровольное сопровождение в поездках (даже если в этом нет запроса от школы).
  • Запрет на секреты и сохранение конфиденциальности. Например, ребенок обязан показывать родителям дневник с личными записями или не имеет права запирать дверь своей комнаты.