Разрыв между мамой и папой может иметь негативные последствия для детей в любом возрасте: дело не в событии «расставание» или «развод», скорее в сосуществование определенных факторов, которые влияют на безопасность и будущее детей.
Чтобы выпутаться из сложившейся ситуации развода, родители должны играть решающую роль: эффективно управлять своим внутренним миром и миром своих детей, поскольку их поведение влияет на всю родительскую систему.
Новая реальность. Развод
В этом контексте основными факторами, которые необходимо отслеживать, являются:
- создание эффективных способов управления эмоциональными событиями родителей;
- индивидуальная способность сохранять степень сотрудничества и, прежде всего, родительские навыки;
- методы реагирования для восстановления баланса внутреннего мира ребенка.
Важно помнить, что существует период, интервал времени, может даже больше года, когда реакции детей следует рассматривать только как «реакции», а не как постоянные личные поведенческие черты. Не следует забывать, что детям нужно время, чтобы позиционировать себя в новой семье, жилье, реальности, определить новые границы и, прежде всего, признать, что физическое отсутствие родителя не эквивалентно психологически-эмоциональному отсутствию.
В этот промежуток времени, в зависимости от возрастной фазы, дети примут «поведенческие стратегии», направленные на восстановление того, что они боятся потерять, и на сближение с лицом, обеспечивающим ему уход и защиту. Это абсолютно физиологическое поведение.
Возраст и сложности
На каждой стадии роста существуют характерные особенности и этапы развития. Но для того, чтобы обусловить перестройку семейных отношений и установления трудностей у детей, используются три фактора: реакции детей, связь с эмоциональным миром родителей; способность родителей удовлетворять запросы на восстановление, сближение, защиту по отношению к детям.
Сложности в раннем детстве (0-5 лет)
Из-за несовершенности умственных и вербальных инструментов дети становятся раздражительными и/или неуправляемыми. Могут возникнуть сложности в игре, плач, заикание, различные регрессии, такие как ночные пробуждения и трудности в расставании на короткое время, также, агрессивное поведение. Такие реакции появляются для возобновления родительского поведения, которое покрывает потребность ребенка в безопасности и защите, преодолевая незащищенность и страх. Оба родителя должны участвовать в тактильных отношениях с ребенком (объятия, ласки), в визуальном и слуховом контакте, постоянном и повторяющемся, а также, обращать внимание на свои эмоции в отношениях между собой, которые не должны перегружать жизнь детей.