Введение прикорма: что важно знать родителям

27 Січня 201622:54
Как уже говорилось ранее, задачами прикорма являются постепенный перевод ребенка с грудного вскармливания (или вскармливания смесью) на пищу, принятую к употреблению в семье (общий стол), а также дополнительное к грудному молоку введение питательных веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов, микроэлементов и энергии для обеспечения адекватного роста и развития ребенка. В предыдущей статье говорилось о том, что грудным детям, находящимся на исключительно грудном вскармливании и имеющим нормальное развитие, не требуются никакие прикормы для удовлетворения их потребностей в энергии вплоть до возраста 6 месяцев. Именно с этого возраста прикорм начинает обеспечивать поступление дополнительной энергии (около 190 ккал в сутки) к ребенку.  Но родителям следует помнить, что диапазон потребностей детей очень широк, и поэтому очень важно всегда консультироваться с лечащим врачом перед введением прикорма. Необходимо обсуждать возраст введения прикорма, продукты и последовательность их введения,  а также особенность их приготовления в каждом конкретном случае. Именно такой подход позволит родителям обеспечить правильные темпы роста и адекватное физическое развитие ребенка.

 

На самом деле ключевым во введении прикорма является не просто перевод ребенка на общий стол. Необходимо подобрать такие продукты и в таком сочетании, которые позволят обеспечить ребенка нужным количеством энергии (ккал). Родителям надо понимать, что заниженое потребление ребенком энергии однозначно приведет к снижению физической активности и темпов развития. Если дефицит энергии будет продолжаться, то это может привести к белковой недостаточности у ребенка, так как в условиях дефицита энергии организм начинает расщеплять белок для получения энергии. А белок является важным строительным материалом для быстро растущего ребенка.

Однако есть и обратная сторона медали: если продукты вводимого/введеного прикорма высококалорийны и потребление энергии с продуктами выше возрастных потребностей ребенка, то это приводит к увеличению отложения жира. Для родителей важно знать, что в возрасте до 4-6 месяцев жизни ребенка темпы отложения подкожного жира в норме очень высоки, затем они начинают замедляться до возраста приблизительно 6 лет. Родителям не следует бояться полноты ребенка в грудном возрасте: на сегодняшний день медиками принято соглашение в отношение того, что полнота в грудном возрасте сама по себе не является фактором риска развития ожирения в зрелом возрасте. Однако родителям следует четко понимать, что потребление жира и сахара ребенком должно быть ограничено до физиологических норм, особенно в возрастной группе детей после 2-3 лет жизни.

Теперь несколько слов о биологической доступности питательных веществ, которую принято определять как всасываемость питательных веществ из употребленных продуктов (грудное молоко или смесь, продукты прикорма) и возможность их использования в обмене веществ. Родителям следует знать, что существуют большие различия в биологической доступности и энергетической ценности между продуктами животного и растительного происхождения: например, продукты животного происхождения содержат более высокую концентрацию витаминов и микроэлементов (вит.   А, D и Е, рибофлавин, витамин В12, кальций и цинк), а также железа (печень, мясо, рыба, птица). С другой стороны, концентрация таких веществ и витаминов, как тиамин, витамины В6 и С, фолиевой кислоты значительно выше в продуктах растительного происхождения. Усваиваемость ребенком минералов из продуктов животного происхождения лучше, чем из продуктов растительного происхождения.  

Именно все это определяет последовательность введения продуктов прикорма, требования к консистенции и составу продуктов, а также к методике их приготовления. Родителям рекомендуется в качестве прикорма использовать специальные каши, овощные и фруктовые пюре, мясные и рыбные пюре, которые полностью удовлетворяют потребности ребенка и имеют высокую биологическую доступность. Если же родители принимают решение готовить продукты для прикорма самостоятельно, они должны проконсультироваться с врачом о правилах приготовления (какое молоко и какие жиры и углеводы можно для этого использовать). В качестве прикорма не рекомендуется давать детям каши, сваренные на воде без добавления молока и жира – такие продукты имеют низкую энергетическую ценность, поэтому категорически не пригодны для детей грудного возраста.

На первых этапах введения прикорма все обычно сталкиваются с трудностями: дети не хотят есть новую пищу, не принимают процесс еды из ложки, плачут и нервничают, чем доставляют большое беспокойство родителям. Однако для такого поведения малышей есть объективные причины: единственным врожденным предпочтением ребенка является предпочтение к сладкому вкусу, и именно поэтому любой ребенок с жадностью будет есть и пить все сладкое (каковым по вкусу и является грудное молоко!). Однако вкусовые сосочки языка ребенка могут воспринимать и три остальных основных вкуса – горькое, соленое и кислое – поэтому и необходима разнообразная пища прикорма для того, чтобы выработать у ребенка и остальные вкусовые предпочтения. Многие ученые говорят, что ребенку надо попробовать новую пищу как минимум 8 раз для того, чтобы начало вырабатываться чувство предпочтения к новому вкусу! Так что с первого раза ребенок просто не в состоянии с радостью и аппетитом есть новые продукты, и родителям нужно набраться терпения для того, чтобы пища прикорма стала любимой для их ребенка!

Первоначально малое количество каждого нового продукта прикорма  (1-2 чайные ложки) начинают давать на кончике чистой чайной ложки. И тут родителям также надо набраться терпения: ребенку может понадобится время для того, чтобы научиться брать пищу с ложки губами и перемещать ее во рту для того, чтобы проглотить. При этом пища может стекать по подбородку ребенка, он ее может выплевывать: но это значит лишь одно – ребенок учиться есть с ложки и вырабатывает предпочтение к новому вкусу!

Для того, чтобы процесс обучения новым навыкам (кормление из ложки) и адаптации к новым продуктам, начальная пища для прикорма должна быть мягкой консистенции без кусочков, без добавления соли и сахара не более 1-2 раз в день на фоне продолжения кормления грудью (или адаптированной смесью).  После того, как ребенок уже привык к новому вкусу, в продукт можно добавлять новые компоненты (например к картофельному пюре можно добавлять кабачки, капусту). Овощи варятся до размягчения и перетираются, а хорошо проваренное мясо следует пропускать через мясорубку. Ни в коей мере нельзя использовать в пищу ребенка сырые яйца (во избежание риска заражения сальмонеллой), их следует хорошо проваривать. Родители должны помнить, что еда для прикорма должна быть разнообразной и содержать фрукты и овощи, зерновые, бобовые и определенные количества рыбы, кефира, творога, мяса, печени, яйца. Обязательным становиться добавление растительных и животных жиров в пищу.

Точно по такому же принципу вводится и более грубая комковатая пища в более позднем возрасте, когда у ребенка есть зубы и он начинает жевать: более грубая по структуре пища постепенно подмешивается к любимой гомогенной еде ребенка (например, проваренная или протушенная морковь маленькими кусочками добавляется в гомогенное овощное пюре ребенка). Такой подход обучает ребенка жевать. Очень правильным со стороны родителей для такого возраста будет приготовление такой пищи, которую ребенок может брать пальцами и ложить себе в рот, после чего жевать и глотать. Очень важно родителям развивать такой навык, потому что это формирует способность ребенка к самостоятельному приему пищи.

Таким образом в период введения прикорма ребенку, который находится на грудном вскармливании, следует давать 3 основных приема пищи, а в промежутках между ними – так называемые перекусы (фрукты, печенье, сыр), сочетая это с грудным вскармливанием.

Родителям нужно запастись терпением на время введения прикорма и процесса становления самостоятельного приема пищи: процесс одного кормления в этот период может продолжаться в течение часа, и именно от этого периода зависит дальнейшая способность ребенка правильно питаться.

Появился вопрос?
Задайте его специалисту!
Ирина Матвиенко
Кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отделения медицинских проблем здорового ребенка и преморбидных состояний.
Коментарі
Всі 109
7
6
6
9
6
Кількість зареєстрованих користувачів на сайті ТМ “Агуша”
Каталог
продукції
Новини
Агуша
Про виробництво
Відео
#Лайфхаки від Білакт
Контакти
Потрібна допомога?
Меню
Вхід
Агуша
Енциклопедія
Дізнатись у спеціаліста
Скарбничка
АКАДЕМІЯ АГУША
Агуша
Енциклопедія