Что такое прикорм, зачем и когда его вводить?

01 Січня 197017:53
Своевременное введение правильно подобранных продуктов для прикорма способствует укреплению здоровья, улучшению пищевого статуса и физическому развитию грудных детей и детей раннего возраста в период их ускоренного роста, и поэтому должно находиться в центре внимания всех медицинских работников и организаций, ответственных за общественное здравоохранение.

 

Введение прикорма – это процесс последовательного введения продуктов питания, все более и более разнообразных по своей консистенции, вкусу, аромату, а также внешнему виду, при одновременном продолжении кормления грудью (или адаптированной молочной смесью в случае искусственного вскармливания ребенка).

Доказанным является тот факт, что прикорм следует вводить примерно в возрасте 6 месяцев, и в течение всего периода введения прикорма материнское молоко должно оставаться главным видом молока, которое потребляет грудной ребенок. В случаях искусственного вскармливания таким продуктом является адаптировання молочная смесь. Возраст введения прикорма является очень уязвимым периодом в жизни ребенка: быстрый рост, физиологическое созревание и развитие ребенка требуют дополнительных продуктов к грудному молоку для удовлетворения все возрастающих потребностях в белках, жирах, углеводах, микроэлементах и витаминах.

Если в этот период жизни не обеспечить ребенку хорошее питание и адекватные методы кормления, то риск нарушений физического развития (остановки роста), недостаточности питательных веществ и микроэлементов (особенно железа и кальция) достаточно высок, что может иметь долговременные отрицательные последствия для  здоровья ребенка и его умственного развития.  

Современные рекомендации ввдения прикорма с 6 месяцев жизни также обосновываются определенным уровнем зрелости нервно-мышечной, пищеварительноый, почечной и защитной систем ребенка. Именно зрелость этих систем формирует возможность ребенка потреблять «твердую» пищу.

Одним из визуально видимых проходит созревание нервно-мышечной системы. До 4 месяцев жизни у детей отсутствует координация следующих действий: формирование пищевого комка-перенаправление его в ротовую часть глотки-глотание; также еще не развиты уверенное управление головой и опора позвоночника, а поэтому в этом возрасте невозможно сохранять правильное положение для успешного поглощения и проглатывания полутвердой пищи. Как правило к 5 месяцам ребенок уже начинает «оттачивать» жевательный рефлекс: подносит ко рту игрушки, берет их в рот и пробует сдавливать деснами; с этого периода ребенок уже может потреблять некоторые полутвердые продукты даже без наличия зубов. К 8 месяцам как правило дети самостоятельно сидят, у них появляются зубы, начинают появляться навыки уверенно держать предметы в руке и манипулировать ими (например, ложка или чашка); у ребенка появляются боковые движения языка, что позволяет ему перемещать пищу во рту. Именно поэтому для родителей очень важным является поощрение ребенка к выработке подобных навыков приема пищи в разные периоды его жизни, ибо если они не будут приобретены вовремя, это повлечет за собой поведенческие проблемы и проблемы с кормлением.

Что касается готовности пищеварительной системы, то это, пожалуй, самый сложный и не видимый визуально процесс. В норме у грудных детей секреция желудочных, кишечных и панкреатических пищеварительных ферментов, а также  солей желчных кислот гораздо ниже, чем у взрослых; эффективность всасывания жира ниже, чем у детей старшего возраста, а пепсин полностью справляется с перевариванием белка только к 4 месяцам. Фермент поджелудочной железы начинает принимать активное участие в переваривании крахмалов только к концу первого года жизни, хотя подвергшиеся тепловой обработке крахмалы могут расщепляться и всасываться полностью и в более раннем возрасте. Особенностью пищеварительной системы детей первого полугода является еще и то, что толстая кишка у них играет очень важную роль в процессе переваривания тех пищевых веществ, которые не полностью всосались в тонкой кишке. Микрофлора кишечника претерпевает изменения с возрастом и с видом питания: она полностью зависит от того, вскармливается ребенок грудью или смесью. Микрофлора очень важна в процессе ферментации непереваренных углеводов и способных к сбраживанию волокон пищи, трансформируя их в короткоцепочечные жирные кислоты, которые всасываются в толстом кишечнике и являются источником энергии, дающим до 10% всей усвоенной ребенком энергии для роста и развития.

Все эти переходные особенности компенсируются ферментами и другими активными веществами, содержащимися в грудном молоке: они способствуют расщеплению и всасыванию белков, жиров и углеводов в кишечнике. К слову сказать, в искусственной смеси для питания отсутствуют ферменты, помогающие ребенку наладить правильное пищеварение. 

Таким образом к 6 месяцам жизни пищеварительная система достигает того уровня зрелости, который позволяет ребенку эффективно переваривать углеводы, белки, жиры, которые содержаться в немолочной пище.

Что касается почечной системы, то у новорожденного ребенка очень ограничена «пропускная» способность почек для регуляции нормального уровня калия, натрия, фосфора, хлора в крови, а также для сохранения адекватного количества жидкости в организме. Осмолярность материнского молока соответствует возможностям организма ребенка, поэтому проблемы по поводу чрезмерной нагрузки на почки относятся прежде всего к детям, которых не кормят грудью, особенно к детям, которых кормят цельным или разведенным коровьим молоком. Особенно оправдано это беспокойство в период болезни. Примерно к 4  месяцам жизни почечная функция становится значительно более зрелой, что позволяет детям лучше справляться с измененной осмолярностью продуктов и сохранять нужные уровни калия, натрия, фосфора и хлора в организме, а также регулировать уровень жидкости.  

Особого внимания заслуживает защитная функция слизистой оболочки  (желудочная кислотность, слизистая кишечника, ферментативная активность, перистальтика): у новорожденных детей она незрелая, поэтому ребенок не защищен от повреждения патогенными микроорганизмами и чувствителен к действию некоторых веществ, содержащихся в пище (токсины, аллергены). Грудное молоко содержит большой набор факторов, которых нет в детских искусственных смесях и которые стимулируют развитие активных защитных механизмов и помогают подготовить желудочно-кишечный тракт к введению прикорма.

Слабые защитные механизмы пищеварительного тракта грудных детей первых месяцев жизни в сосокупности с пониженной желудочной кислотностью увеличивают риск повреждения слизистой оболочки чужеродной пищей и белками, которые могут вызывать прямое токсическое или опосредованное иммунологически повреждение. Некоторые продукты содержат белки, которые являются потенциальными антигенами: это соевый белок, клейковина (присутствующая в некоторых зерновых продуктах), белки в коровьем молоке, яйце и рыбе, которые могут вызвать аллергические реакции, поэтому абсолютно разумным является избегание введения этих продуктов до наступления 6-месячного возраста, особенно когда в семейном анамнезе есть пищевая аллергия.

Таким образом суммируя выше сказанное становится ясным, что по мере роста и развития ребенка для полного удовлетворения его пищевых и физиологических потребностей одного грудного молока недостаточно. Для компенсации разницы между количеством энергии, питательных веществ, микроэлементов, которое обеспечивается за счет исключительно грудного вскармливания, и суммарными пищевыми потребностями грудного ребенка нужна дополнительная пища. С возрастом эта разница увеличивается и требует все большего вклада другой пищи, помимо грудного молока, в поступление энергии и пищевых веществ.

Анализируя вышеописанные особенности детей первого года жизни становится ясным, что они не обладают физиологической зрелостью для того, чтобы перейти от исключительно грудного вскармливания прямо к пище с общего семейного стола: для преодоления этого разрыва между потребностями и возможностями ребенка нужны специально подобранные продукты, причем необходимость в них сохраняется примерно до 1 года, пока ребенок не станет достаточно зрелым для потребления обычной домашней еды.

К продуктам для прикорма выдвигается ряд обснованных требований, которые необходимо тщательно соблюдать для обеспечения безопасности ребенка в этот достаточно сложный период жизни: в течение периода прикорма в пищу не добавляется соль; продукты должны быть достаточной энергетической ценности (ибо продукты с низкой энергетической плотностью не смогут обеспечить потребностей ребенка), поэтому не рекомендуется вводить детям молочные продукты с содержание жира мене 2%; пища для прикорма должна быть богатой белками и микронутриентами, и иметь консистенцию, которая позволяет легко потреблять ее.

Следует помнить, что раннее или поздне введение прикорма влечет за собой неблагоприятные для ребенка последствия, а именно при раннем ведении  повышен риск развития аллергических, диспептических заболеваний, а также формирования функциональных и органических повреждений пищеварительного тракта и имунной системы. При позднем введении прикорма дети недополучают необходимые питательные вещества и замедляют свой рост и развитие, а также формируют различные дефицитные состояния.

Поэтому вводить прикорм нужно своевременно, на соответствующих этапах развития ребенка, строго придерживаясь правил приготовления пищи и последовательности введения продуктов прикорма.

Коментарі
Всі 157
8
7
3
4
8
Кількість зареєстрованих користувачів на сайті ТМ “Агуша”
Каталог продукції
Новини Агуша
Про виробництво
Відео
Засинайко
Контакти
Потрібна допомога?
Меню
Вхід
Агуша
Енциклопедія
Дізнатись у спеціаліста
Скарбничка
Лікар Комаровський
Агуша
Енциклопедія
Дивіться інші відео
Комаровського, проходьте
тести і гарантовано
отримуйте подарунки!
Дізнатись більше